Кафедра КиСИ

Колотаев Владимир Алексеевич

Колотаев Владимир Алексеевич

Профессор и заведующий кафедры кино и современного искусства факультета Истории искусства «Российского государственного гуманитарного университета» (РГГУ), доктор филологических наук, руководитель "Высшей школы художественных практик и музейных технологий".  Автор монографий «Под покровом взгляда: Офтальмологическая поэтика кино и литературы» (2003), «Постмодернизм: взгляд из ХХI века» (2009, коллективная монография. Глава – 1.2.), «Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни» (2010).

Область научных интересов: социология и психология медиа, социальная психология кино и телевидения, социокультурная диагностика искусства, теория медиа, межкультурное взаимодействие, проблемы персональной идентичности в экранных искусствах, аналитаки кино.

Контакты

E-mail: vakolotaev@gmail.comvakolotaev@rggu.ru
Телефон: 8-916-822-96-15

Основные публикации

1. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Варианты преобразования феномена веры в несправедливый мир в кинемтографе // Вестник РГГУ. Серия. Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 2 (8). С. 91 - 106

2. Колотаев В.А. Фотоискусство как система поэтически эксплицируемых репрезентаций // Артикульт. 2017. 25 (1). С. 18-32. 

3. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Кризисы идентичности в ситуации неопределенности как варианты отношения к себе // Мир психологии. Научно-методический журнал. Москва-Воронеж. 2016. № 3 (87). С. 121-132.

4. В поисках устойчивой идентичности // Научно-аналитический журнал. Дом Бурганова. Пространство культуры 2015. № 4.

5. Смещенная агрессия в современном российском кинематографе // Вестник РГГУ. Серия. Культурология. Музеология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136).

6. Путеводитель по Южному Парку // Искусство кино. 2011. № 11.

7. Формирование коллективной идентичности и мифы советского кино // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». М. 2011№ 17 (79)/11.

8. Стадиальная модель развития идентичности (на примере киноискусства) // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2011. № 2.

9. Рождение личности из духа карнавала // Вестник ВГИКа. 2010. № 6.

10. Искусство кино в системе построения стадиальной модели идентичности // Вестник ВГИКа. 2010. № 5.

11. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни. СПб.: Нестор-История, 2010. 318 с.

12. От культуры конфликта к культуре продукта: состояние идентичности в ситуации надлома советской империи // Сборник материалов международной конференции «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. М.: ГИИ, 2010.

13. Знание как катастрофа // Искусство кино. 2010. № 2.

14. Субъект без культуры на рубеже веков // Культура на рубеже ХХ – ХХ1 веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История, 2009.

15. Вспоминая Фуко: модель поиска истины в телесериале «Теория лжи» // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 6. М.: ГИТР, 2009.

16. Взгляд на постмодернизм сквозь призму стадиальной системы культурной идентичности // Постмодернизм: взгляд из ХХI века. Коллективная монография. Глава - 1.2. /Отв. ред. Н.О. Осипова. Изд-во МосГУ. Изд-во ВятГГУ. М., Киров, 2009.

17. Забыть «Дом-2» // Искусство кино. 2009. № 11.

18. О деструктивном типе метаидентичности // Теория художественной культуры. М.: ГИИ, 2009.

19. Зачем люди лгут? // Искусство кино. 2009. № 4.

20. Ценности традиционной культуры и семиотический механизм их искажения // Человек смеющийся: Сборник научных статей. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008.

21. Ценность реальности в телевизионном пространстве «Дома-2»: Диалог с экраном // Наука телевидения. Научный альманах. Выпуск 5. М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2008.

22. Философско-эстетическая проблематика культурной идентичности // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Сб. ст. Под ред. Н.А. Хренова.М.: Государственный институт искусствознания, 2006.

23. Лингвистическая теория субъективности Эмиля Бенвениста и Жака Лакана и эстетика Джузеппе Торнаторе // Искусство versus литература: Франция – Россия - Германия на рубеже ХIХ-ХХ веков: Сб. ст. / Под общ. Ред. Е.Е. Дмитриевой. М.: ОГИ, 2006.

24. Проблема проективной идентификации и патология культуры // Культура и патология (материалы рабочей группы «Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии»). Сборник научных статей. Выпуск 2. М.: МГУ, 2005.

25. Глобализационный путь субъекта русской культуры на рубеже веков // Культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: глобализационные процессы. М.: Государственный институт искусствознания, 2005.

26. Экранная культура как зеркало истории // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 3. М.: РГГУ, 2005.

27. Мужские практики переодевания в современной экранной культуре // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005.

28. Современная массовая культура как информационное пространство постфольклора // Массовая культура на рубеже веков. М.-СПб.: Государственный институт искусствознания, 2005.

29. О трансформации архаических комплексов мышления в современной постфольклорной культуре // Фольклор и художественная культура. Современные методологические и технологические проблемы изучения и сохранения традиционной культуры. Серия: «Сохранение и возрождения фольклорных традиций». Вып. 13. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004.

30. Субъект и визуальность: к вопросу о вкладе Ж. Лакана в разработку проблем сознания и процесса формирования структур личности // Пространство жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. М.: Наука, 2004.

31. Циклы восхождения духа и динамический принцип самоорганизации художественного произведения // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М.: Наука, 2004.

32. Язык антропогенного желания как средство проявления духа // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М.: Изд-во РГГУ. 2004.

33. Структура и функции постфольклора // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М.: Изд-во РГГУ,2004.

34. Слом современной цивилизации и отражение кризисных явлений культуры в эстетике кинематографа // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М.: Наука, 2003.

35. Концепция искусства Л.Н. Толстого на фоне переходных процессов в художественном мышлении рубежа Х1Х-ХХ века // Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время. М.: Наука, 2003.

36. Под покровом взгляда: Офтальмологическая поэтика кино и литературы. М.: Аграф, 2003.

37. Шоколадный конец иудео-христианства, или десимволизация европейского карнавала // Солнечное сплетение. Литературный журнал. 2002. №№ 20-21. Тель-Авив, 2002.

38. Разрушение и рождение субъективности Я (Эстетическое решение Дж. Торнаторе проблем языковой теории личности Ж. Лакана и Э. Бенвениста) // Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э.В. Сайко. М.: Наука, 2002.

39. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма М. Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. Научно-методический журнал. Москва-Воронеж. 2002. № 4 (32).

40. Глобализация локальных «культур» и феномен квоткультуры // Глобализация и локальная культура. Сборник научных статей / Составитель и ответственный редактор Г.И. Зверева. М.: РГГУ, 2002.

41. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как форма психотической защиты // Russian Imago 2001. Исследования по психоанализу культуры. СПб.: Алетейя, 2002.

42. О порождении субъекта речи и проблеме идентификации личностных структур Я в эстетическом опыте кинематографа // Мир психологии. Научно-методический журнал. Москва-Воронеж. 2002 № 2 (30).

43. Семиотическая роль «Другого» в эстетической реальности Киноискусства // Мир психологии. Москва-Воронеж. 2001. № 3 (26).

44. Блоу-ап // Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 2001.

45. Эстетическое и религиозное видение как способы постижения смысла // Научно-методический журнал "Мир психологии". Москва-Воронеж. 2001. № 2 (26).

46. Створки бытия // Искусство кино. 2001. № 4.

47. Расставание с Эдипом. О фильме С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» // Искусство кино. 2000. № 5.

48. Видимое против говоримого. Флоренский и Антониони // Логос. 2000. № 2 (23).

49. Структура зримого в теории поэтического языка Шкловского//Логос. 1999. № 11/12.

50. О знаковой теории поэтического языка В.Б. Шкловского // Текст. Узоры ковра: Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». - Вып. 4. - Ч. 2. Общие проблемы исследования текста. Санкт-Петербург - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

51. Как сделан «Кисет» постмодернизма. О прозе В. Сорокина // Человек в контексте культуры: Сборник научных статей. - Вып. 1. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.

52. К описанию процессов самоорганизации в поэтическом цикле Цветаевой «Кармен» // Организация и самоорганизация текста. Сборник статей. Санкт-Петербург - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.

53. Анализ системы местоимений в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Одиночество» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.

54. Структурно-семиотический анализ стихотворения Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано» // Русская литература ХХ века в современной школе: вопросы теории и методики. Сб. статей и материалов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.

55. Модель автокоммуникации в романе Платонова «Чевенгур» // Исследования по художественному тексту. Материалы 3-х Саратовских чтений по художественному тексту, июнь, 1994. Саратов: Изд-во СГУ, 1994.