Кафедра КиСИ

Колотаев Владимир Алексеевич

Колотаев Владимир Алексеевич

Профессор и заведующий кафедрой кино и современного искусства факультета истории искусства «Российского государственного гуманитарного университета» (РГГУ), доктор филологических наук, руководитель «Высшей школы художественных практик и музейных технологий».  Автор монографий «Под покровом взгляда: Офтальмологическая поэтика кино и литературы» (2003), «Постмодернизм: взгляд из ХХI века» (2009, коллективная монография. Глава – 1.2.), «Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни» (2010).

Область научных интересов: социология и психология медиа, социальная психология кино и телевидения, социокультурная диагностика искусства, теория медиа, межкультурное взаимодействие, проблемы персональной идентичности в экранных искусствах, аналитаки кино.

Контакты

E-mail: vakolotaev@gmail.comvakolotaev@rggu.ru
Телефон: 8 (916) 822-96-15

Основные публикации

1. Колотаев В.А. Экранная репрезентация моделей идентичности в советском киноискусстве// Черный В. Д., Марков А. В., Колотаев В. А., Добрицына И. А., Штейн С. Ю. Логикавизуальных репрезентаций в искусстве: от иконописного пространства и архитектуры кэкранному образу / Коллективная монография. М.: РГГУ, 2019. 374 с. С. 67-132. 

2. Колотаев В.А., Марков А.В., Штейн С.Ю. «Светлый путь»: теория комического ВиктораАрдова и переопределение границ социалистического реализма / В.А. Колотаев, А.В.Марков, С.Ю. Штейн // Новый филологический вестник. 2018. Т. 47. № 4. С. 26–35. 

3. Колотаев В.А. Эстетика отчуждения: конструирование нового человека средствамисоветского киноискусства // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология.Востоковедение». 2018. № 8. Часть 2. С. 232–249.

4. Колотаев В.А., Улыбина Е.В. Формы репрезентации субъектности в советскомкиноискусстве 1930 – 1980-х годов // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 113-122.

5. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Художественное пространство фильма Андрея Звягинцева«Нелюбовь» как среда формирования идентичности // Артикульт. 2017. 28(4). С. 83-94.

6. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Варианты преобразования феномена веры внесправедливый мир в кинематографе // Вестник РГГУ. Серия. Философия. Социология.Искусствоведение. 2017. № 2 (8). С. 91 - 106.

7. Колотаев В.А. Фотоискусство как система поэтически эксплицируемых репрезентаций //Артикульт. 2017. 25 (1). С. 18-32.

8. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Кризисы идентичности в ситуации неопределенности какварианты отношения к себе // Мир психологии. Научно-методический журнал. Москва-Воронеж. 2016. № 3 (87). С. 121-132.

9. Колотаев В.А. В поисках устойчивой идентичности // Научно-аналитический журнал. ДомБурганова. Пространство культуры 2015. № 4. С. 18-28.

10. Колотаев В.А. Смещенная агрессия в современном российском кинематографе // ВестникРГГУ. Серия. Культурология. Музеология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 119-125.

11. Стадиальная модель развития идентичности субъекта в культурно-историческомконтексте (к проблеме роста самодетерминации в ее осуществлении) // // Мир психологии.2012. № 1 (69). С. 61-68.

12. Колотаев В.А. Путеводитель по Южному Парку // Искусство кино. 2011. № 11. С. 37-41.

13. Колотаев В.А. Формирование коллективной идентичности и мифы советского кино //Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». М. 2011. № 17(79)/11. С. 229-240.

14. Колотаев В.А. Обратная сторона гуманизма: новые перспективы человечества //Артикульт. 2011. № 1. С. 49-60.

15. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Стадиальная модель развития идентичности (на примерекиноискусства) // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2011. № 1. Т. 8. С. 3-26.

16. Колотаев В. А.Репродуктивная модель идентичности в советском кино 1960-х гг. //Артикульт. 2011. № 3.

17. Колотаев В.А. Рождение личности из духа карнавала // Вестник ВГИКа. 2010. № 6. С. 100-110.

18. Колотаев В.А. Искусство кино в системе построения стадиальной модели идентичности //Вестник ВГИКа. 2010. № 5. С. 6–28.

19. Колотаев В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построенияспособов жизни. СПб.: Нестор-История, 2010. 318 с.

20. Колотаев В.А. От культуры конфликта к культуре продукта: состояние идентичности вситуации надлома советской империи // Сборник материалов международной конференции «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные ифилософско-эстетические аспекты. М.: ГИИ, 2010. С. 347-367.

21. Колотаев В.А. Знание как катастрофа // Искусство кино. 2010. № 2. С.53-60.

22. Колотаев В.А. Субъект без культуры на рубеже веков // Культура на рубеже ХХ – ХХ1веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 538-617.

23. Колотаев В.А. Взгляд на постмодернизм сквозь призму стадиальной системы культурнойидентичности // Постмодернизм: взгляд из ХХI века. Коллективная монография. Глава -1.2. / Отв. ред. Н.О. Осипова. Изд-во МосГУ. Изд-во ВятГГУ. М., Киров, 2009. С.18-51.

24. Колотаев В.А. Продолжая Фуко: модель поиска истины в телесериале «Теория лжи» //Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 6. М.: ГИТР, 2009. С. 154-162.

25. Колотаев В.А. О деструктивном типе метаидентичности, каким он открылся А. Хичкоку //Теория художественной культуры / Отв. ред. Н.А. Хренов. Вып. 12. М.: ГИИ, 2009. С. 434-484.

26. Колотаев В.А. Зачем люди лгут? // Искусство кино. 2009. № 4. С. 105-110.

27. Колотаев В.А. Ценности традиционной культуры и семиотический механизм ихискажения // Человек смеющийся: Сборник научных статей. М.: Государственныйреспубликанский центр русского фольклора, 2008. С.145-164.

28. Колотаев В.А. Стадиальная система формирования идентичности в культуре // Искусствои цивилизационная идентичность / (отв. ред. Н.А. Хренов); Научный совет РАН «Историямировой культуры». М.: Наука, 2007. С. 562-601.

29. Колотаев В.А. Философско-эстетическая проблематика культурной идентичности //Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Сб. ст. Под ред. Н.А. Хренова. М.:Государственный институт искусствознания, 2006. С.118-134.

30. Колотаев В.А. Лингвистическая теория субъективности Эмиля Бенвениста и Жака Лаканаи эстетика Джузеппе Торнаторе // Искусство versus литература: Франция – Россия -Германия на рубеже ХIХ-ХХ веков: Сб. ст. / Под общ. Ред. Е.Е. Дмитриевой. М.: ОГИ,2006. С.166-194.

31. Колотаев В.А. Глобализационный путь субъекта русской культуры на рубеже веков //Культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: глобализационные процессы. М.: Государственныйинститут искусствознания, 2005. С. 420-489.

32. Колотаев В.А. Экранная культура как зеркало истории // Русская антропологическаяшкола. Труды. Вып. 3. М.: РГГУ, 2005. С. 237-280.

33. Колотаев В.А. Мужские практики переодевания в современной экранной культуре //Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005. С.360-379.

34. Колотаев В.А. Современная массовая культура как информационное пространствопостфольклора // Массовая культура на рубеже веков. М.-СПб.: Государственныйинститут искусствознания, 2005. С. 26-41.

35. Колотаев В.А. Проблема поколений в современном российском кино // Поколения всоциокультурном контексте ХХ века. М.: Наука, 2005. С. 615-629.

36. Колотаев В.А. О трансформации архаических комплексов мышления в современнойпостфольклорной культуре // Фольклор и художественная культура. Современныеметодологические и технологические проблемы изучения и сохранения традиционнойкультуры. Серия: «Сохранение и возрождения фольклорных традиций». Вып. 13. М.:Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. С. 49-62.

37. Колотаев В.А. Субъект и визуальность: к вопросу о вкладе Ж. Лакана в разработкупроблем сознания и процесса формирования структур личности // Пространство жизнисубъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. М.:Наука, 2004. С. 556-570.

38. Колотаев В.А. Циклы восхождения духа и динамический принцип самоорганизациихудожественного произведения // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве.М.: Наука, 2004. С. 573-605.

39. Колотаев В.А. Язык антропогенного желания как средство проявления духа // Русскаяантропологическая школа. Труды. Вып. 1. М.: Изд-во РГГУ. 2004. С. 153-192.

40. Колотаев В.А. Структура и функции постфольклора // Русская антропологическая школа.Труды. Вып. 1. М.: Изд-во РГГУ, 2004. С. 214-231.

41. Колотаев В.А. Слом современной цивилизации и отражение кризисных явлений культурыв эстетике кинематографа // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующиефакторы и субъекты цивилизационного процесса. М.: Наука, 2003. С. 399-407.

42. Колотаев В.А. Восстание квоткультур (К проблеме глобализации «локальных культур») //Общественные науки и современность. М.: Наука, 2003. № 2. С. 157-164.

43. Колотаев В.А. Концепция искусства Л.Н. Толстого на фоне переходных процессов вхудожественном мышлении рубежа Х1Х-ХХ века // Переходные процессы в русскойхудожественной культуре. Новое и Новейшее время. М.: Наука, 2003. С.282-323.

44. Колотаев В.А. Под покровом взгляда: Офтальмологическая поэтика кино и литературы.М.: Аграф, 2003. 480 с.

45. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материаламфильма М. Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. Научно-методический журнал.Москва-Воронеж. 2002. № 4 (32). С. 171-178.

46. Колотаев В.А. О порождении субъекта речи и проблеме идентификации личностныхструктур Я в эстетическом опыте кинематографа // Научно-методический журнал «Мирпсихологии». Москва-Воронеж. 2002 № 2 (30). С. 76-92.

47. Колотаев В.А. Глобализация локальных «культур» и феномен квоткультуры //Глобализация и локальная культура. Сборник научных статей / Сост. и отв. ред. Г.И.Зверева. М.: РГГУ, 2002. С. 77-91.

48. Колотаев В.А. Семиотическая роль «Другого» в эстетической реальности Киноискусства// Мир психологии. Москва-Воронеж. 2001. № 3 (26). С. 143-157.

49. Колотаев В.А. Эстетическое и религиозное видение как способы постижения смысла //Научно-методический журнал «Мир психологии». Москва-Воронеж. 2001. № 2 (26). С. 45-54.

50. Колотаев В.А. Створки бытия // Искусство кино. 2001. № 4. С. 99-11.

51. Колотаев В.А. Поэтика деструктивного Эроса. М.: Аграф, 2001. 491 с.

52. Колотаев В.А. Расставание с Эдипом. О фильме С. Говорухина «Ворошиловский стрелок»// Искусство кино. 2000. № 5. С. 67-73.

53. Колотаев В.А. Видимое против говоримого. Флоренский и Антониони // Логос. 2000. № 2(23). С. 152-172.

54. Колотаев В.А. О символической природе иконописного образа // Человек в контекстекультуры: Сборник научных статей. Вып. 3. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С. 5-20.

55. Колотаев В.А. Структура зримого в теории поэтического языка Шкловского // Логос.1999. № 11/12. С.37-55.