26.07.2015

ММКФ-2015: «Реальность» Квентина Дюпье

Одна из самых ярких работ французского режиссера-абсурдиста Квентина Дюпье была представлена на 37-ом Международном Московском Кинофестивале в рамках программы 8 ½ – представившей как всегда интересные и яркие образцы современного кино. В своей пятой ленте режиссер снова обращается к магистральной теме своего творчества – экранизация бессмысленности. Несмотря на то, что фильм называется «Реальность», к реальности в привычном понимании этого слова картина не имеет никакого отношения. Особый интерес она вызовет скорее у любителей сюрреализма и постмодернизма в кино.

Реальность Дюпье – это имя маленькой девочки (Кайла Кенеди), которая обнаруживает в потрохах убитого отцом на охоте кабана видеокассету. На протяжении практически всего фильма героиня жаждет ее посмотреть, но не может, потому что все эти события происходят в некоем фильме, для съемок в котором девочке приходится спать. К продюсеру (Джонатан Ламбер) этой картины приходит один из операторов (Ален Шаба) кулинарного шоу с предложением о съемках фильма. Идея проекта состоит в том, что телевидение отупляет людей, а потом жестоко убивает. Продюсер соглашается при одном условии: Джейсон должен за два дня найти и записать самый страшный крик в истории кино, крик, который будет достоин Оскара и в будущем озвучит умирающих людей.

Структура фильма напоминает спираль, на которой прихотливо нанизаны смыслы, реальности, аллюзии, сновидения и, конечно, кино. В этих авторских лабиринтах невозможно не потеряться, полуторачасовой фильм плотно насыщен событиями: все персонажи успевают неоднократно побывать во снах друг друга, обнаружить собственных двойников, неоднократно нарушить законы времени и пространства и побывать героями в фильме, о съемках которого они не подозревают.

Идеи о том, что вся наша жизнь – это сон, который кому-то снится или снится реальности и что все вокруг – не то, чем кажется, не отличаются новизной. Но режиссер, в очередной раз обнажая «истоки реальности», утрирует и доводит до абсурдизма все объяснения. Дюпье очень умело использует монтаж для создания комического эффекта и ощущения того, что будто режиссер утратил контроль над экранными событиями, тем самым убеждая зрителя, что реальность живет по своим законам, никак ни от кого не зависящим.

«Реальность» снималась в Калифорнии, отчасти, наверное, поэтому несет в себе насмешку над голливудской киноиндустрией и создает нарочитое ощущение того, что всех этих героев мы уже несколько раз видели на экране, что все сюжеты архетипны, и мы смотрим одно и то же кровавое кино одного или всех авторов сразу. Критика однотипного и конвейерного кинематографа является нам в образе всеядного кабана, который в точности как современный зритель может «съесть» даже самое плохое кино. Не с проста девочка в финале фильма выкидывает кассету, разочаровавшись в увиденном.

Многие и раньше отмечали в работах Дюпье влияние Луиса Бунюэля и Дэвида Линча. После выхода «Реальности», некоторые критики заговорили о том, что это вариация «Малхолланд Драйв». Действительно некоторые аллюзии на работы этих режиссеров в фильме присутствуют: игра с тоном, идея сосуществования нескольких параллельных миров, схожий монтажный ритм и др. Но Дюпье четче артикулирует проблему влияния кино на реальность и наоборот.

Кино проникает в нашу жизнь так же быстро, как наша жизнь в кино. Мы не успеваем оглянутьcя, а некий продюсер уже диктует нам, что и как снимать; награды и премии становятся смыслом нашей жизни, «американская мечта», трансформировавшаяся сотни раз, до сих пор не дает покоя целым поколениям. Одна из самых ярких сцен фильма, когда главному герою, ищущему подходящий крик для своего хоррора, снится сон, в котором его фильм награждают «Оскаром» в несуществующей номинации «Лучший крик года». При этом в зале он сидит один, окруженный тьмой безликих манекенов, широко улыбается белозубой голливудской улыбкой и в решающий момент не может встать с кресла, чтобы взобраться на сцену за призрачной статуэткой, так как приклеился.

Может быть действительно, как говорил сам Дюпье: «Правда жизни – в идиотизме»? Ведь все мы понимаем, что и дальше продолжим смотреть кино, которое не заставляет нас задумываться, наши двойники продолжат размножаться и создавать симулякры и все продолжат смотреть сон обо всех.

Елена Строганова

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц