Кино и психология

Мы можем наблюдать все большее проникновение психоаналитических идей в кино. Все чаще кинорежиссеры сотрудничают с психоаналитиками, потому что когда имеешь дело с изображением человеческих судеб, характеров и симптомов, трудно не прибегать к психоаналитическим концепциям.(К.П. Корбут. Психоанализ о кино и кино о психоанализе)

Кино  о людях с нарушениями психики

Внутренний безумец

Завороженный (1945) А. Хичкок

Психоз  (1960)  А. Хичкок

Подглядывающий (1960) М. Пауэлла

Цвет ночи  1994 Р. Раш

Окончательный анализ 1992 Ф. Джоану

Идентификация 2003 Дж. Мэнголд

Паук Д. Кроненберг Карл Абрахам Паук как символ в сновидениях

Молчание ягнят (1991) Дж. Демми

Ганнибал Р. Скотт

Красный дракон Б. Ратнер

Наблюдатель (2002) Джо Чарбаник

Секретное окно 2004 Дэвид Коупп

Монстр 2003 Пэтти Дженкинс

Грань одержимости 2002  Эвелин Персепп

о детективах и психоанализе 

Жижек С. Два способа избежать реального в желании. Способ Шерлока Холмса Сыщик и аналитик Глава из книги "Глядя вкось"

1. б. Проекция "внутреннего безумия"

Опасный "безумец"  Мой сводный брат Франкенштейн (2004) В. Тодоровского

1. в. Интроекция патологии

 Наваждение 1958 А. Хичкок  "Головокружение" Хичкока – еще одна история о леди, которая исчезает, фильм, герой которого покорен возвышенным образом – словно специально сделано, чтобы проиллюстрировать тезис Лакана о том, что сублимация не имеет ничего общего с "десексуализацией", но имеет гораздо больше отношения к смерти: сила очарования, которую источает возвышенный образ, всегда имеет такое измерение, как смерть. С. Жижек

Марни (1964)  А. Хичкок

На мой взгляд полицейское расследование и психоаналитическое выспрашивание не вносят ясности в фильм. Зритель не вполне понимает, копается ли Марк в ее душе, чтобы найти ключ к неврозу, или для того, чтобы избавиться от полиции. К тому же то и другое трудно увязать вместе, ибо полицейское расследование должно проводиться быстро, а психологическое исследование не терпит спешки. Ф. Трюффо в беседе с Хичкоком.

Ребенок Розмари 1968 Р. Поланский

Жилец 1976 Р. Поланский

"Оглядываясь назад, я понимаю, что безумие Трелковского выявляется недостаточно постепенно, что галлюцинации возникают слишком неожиданно. Где-то посередине фильма происходит неприемлемое изменение тональности. Даже утонченные киноманы не любят смешения жанров. Трагедия должна оставаться трагедией. Комедия же, если она переходит в драму, почти всегда обречена на провал."  Поланский

В моей коже 2002 М. де Ван

2. "Безумие" как объект

Романтическое безумие

Отвращение (1965)Р. Поланский

Ясно представляя себе, какое чувство ужаса мы хотим передать, мы искали вдохновение в знакомых нам по реальной жизни ситуациях. Большинству людей когда-то приходилось испытывать неосознанный страх от ощущения чьего-то невидимого зловещего присутствия. Забытая перестановка мебели, скрип половой доски, падающая со стены картина — все это способно вызвать такое ощущение.

Нашу главную героиню — маникюршу Кэрол - мы писали с девушки, которую Жерар знал в Париже. При первом знакомстве в ней кроме красоты поражала какая-то невинность и сдержанная безмятежность. Другая ее сторона открылась нам только тогда, когда она стала жить с нашим знакомым. Тот рассказывал про нее странные вещи: ее одновременно и привлекал, и отталкивал секс, с ней случались внезапные и непредсказуемые приступы буйства. Здесь возникала наша вторая не менее значительная тема: неведение живущих вместе с психически ненормальными, у которых сила привычки притупила остроту восприятия необычного.

...

Присутствовавший на просмотре психиатр Блейк поинтересовался у нас с Жераром, откуда мы столько знаем о шизофрении. Он сказал, что Кэрол — клинически точный случай шизофренички с наклонностями к убийству. Мне было неловко признаваться, что мы полагались на собственное воображение. Р. Поланский

Дневная красавица 1967 Л. Бунюэль

Красная пустыня 1964 М. Антониони

37, 2 по утрам 1986 Жан-Жак Бенекс

Пианистка 2001 М. Ханеке

Секретарша 2002 Стивен Шейнберг

Амели 2001 Ж.-Р. Жене

Любит - не любит  2002 Л. Коломбани

Дура 2005 М. Коростышевский

Босиком по мостовой 2005 Т. Швайгер

Легенда о пианисте 1999 Дж Торнаторе

Защита Лужина 2000 М. Горрис

 

Избегание доверительной близости возникает из страха перед вами, перед открытостью самоотдачи и делает лиц с шизоидными чертами изолированными и одинокими. Их страх перед близостью усиливается при необходимости приблизиться к другим или при приближении других. Чувство склонности, симпатии, нежности и любви к другому в скором времени оставляет этих людей и сменяется переживанием опасности. Это объясняет, почему они уклоняются от таких ситуаций близости, могущих вызвать у них враждебность, - они внезапно прекращают близкие отношения, прерывают достигнутый контакт с другим и возвращаются назад, не стремясь более к установленной связи.  Фриц Риман Шизоидная личность и любовь

Мудрое безумие 

Человек дождя 1988 (Барри Левинсон)

Карточный домик (Майкл Лессак)

Дом дураков (А. Кончаловский)

Пролетая над гнездом кукушки М. Форман текст http://lib.ru/KIZI/kukushka.txt

Андрей Рублев 1966 А. Тарковский

Жертвоприношение 1986 А. Тарковский

Последняя песнь Мифуне 1999 Серен Краг-Якобсен

Форест Гамп 1994 Роберт Земекис

Заводной апельсин С. Кубрик

Легенда о пианисте 1999 Дж Торнаторе

Защита Лужина 2000 М. Горрис

Авиатор 2004

Молох 1999 А. Сокуров

Телец А. Сокуров

Сумасшедшая помощь. 2009. Б. Хлебников

Имитация безумия 

Идиоты 1998 Л. фон Триер

Нормализация болезни

Беспомощный (2007) Х. Голдберг

Диагнозы в кино.

Пограничная организация личности

Магнолия, 1999, П.Андерсон

Все о моей матери, 1999, П. Альмодовар

Психологии, психотерапевты и психоаналитики в кино

Приключения трупа Ж.-Ж. Бенекс

Анализируй это 1999, Анализируй то 2002 Харолд Рэмис

Ваш выбор, мадам 2001 Жанна Лабрюн

Кушетка в Нью-Йорке 1996 Шанталь Акерман

Завороженный (1945) А. Хичкок

Окончательный анализ 1992 Ф. Джоану

Готика 2003 М. Кассовиц

Связанные обманом 1994 Ричард Э. Колла

Убить Фрейда 2004 Хоакин Ористрель

Бабий век: Рождение психоанализа. Русский след (2010) Юлия Сатарова, Сергей Ховенко

Психоаналитик президента (1967) / The President's Analyst // Теодор Фликер (Theodore Flicker)

Психоаналитик (2009) / Shrink // Йонас Пэйт

Фрейд (Freud),6 серий, 1984) Мойра Армстронг

Мария Бонапарт  (Princesse Marie), 2004, Бенуа Жако