Киносита Кэйскэ

Биографияkinosito

Японский режиссер, сценарист, оператор. Родился 5 декабря 1912 г. в городе Хамамацу. Умер 30 декабря 1998 г. в Токио.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, он уже был влюблен в кино и мечтал стать режиссером. Окончив "Школу западной фотогра­фии", Киносита пришел на студию "Сетику", где работал сначала в проявочной лаборатории, затем ассистентом оператора, а потом — режис­сера у известного мастера Ясудзиро Симадзу. Самым верным способом получить самостоятельную постановку было написание сценариев, и Киносита готовил иной раз по два самых разных по тематике и жанру проекта в месяц.

Первый фильм "Гавань в цвету" Киносита поставил в 1943 г. по собственному сценарию со "звездным" составом и большим бюджетом, что свидетельствовало о доверии к новичку со стороны руководства студии. Комедийная по форме картина построена на противопоставлении типажей городских хлыщей и сельских простаков.

В разгар начавшейся войны Киносита не мог полностью избежать давления милитаристских властей. Фильм "Армия", снятый по сцена­рию, заказанному военным министерством, на примере одной семьи, посылавшей своих сыновей на фронт в эпоху Мэйдзи (1867-1912), в годы русско-японской и второй мировой войн, иллюстрирует милитаристские традиции. Однако финал, где на первый план все же выходят страдания матери, омрачая патриотический пафос, вызвал недовольство властей, и до конца войны Киносита лишился возможности снимать. В 1946 г., развивая туже тему, режиссер ставит фильм "Утро в доме Осо-нэ", где открыто осуждается милитаризм, а в центре внимания по-прежнему находится жизнь одной семьи. Здесь появляется редкий для Киноситы однозначно отрицательный персонаж — дядя злодей, подстрекающий младшего сына вступить в отряд камикадзе.

В послевоенные годы в творчестве режиссера чередуются мелодрамы и сатирические комедии. Их объединяет одна очень характерная для Киноситы черта: безграничная любовь к человечеству, проявляющаяся даже в самых едких сатирах. В комедиях "За здоровье юных леди" (1949) сатире подвергаются нувориши и обедневшая аристократия, в "Сломанном барабане" (1949) — феодальный патриарх и независимое семейство послевоенной поры, которым тот безуспешно пытается управлять.

В 1951 г. Киносита отправился во Францию, где провел около полугода. Вернулся он оттуда уже с новым, немного отстраненным взглядом на Японию и в последующие годы поставил свои самые замечательные сатирические ленты и наиболее глубокие трагедии.

Работой, ознаменовавшей выход за рамки утвердившейся за ним славы лирического режиссера, стала картина "Невинная любовь Кармен" (1952) — пародия на театральные постановки и фильмы в стиле мелодрам театральной школы симпа. Очаровательная, одновременно бесстыдная и наивная танцовщица Кармен, уверенная в том, что она актриса (Хидэко Такаминэ, обычно играющая серьезных женщин, снялась здесь в непривычной для себя роли), — деревенская девушка, перенявшая худшие стороны поведения горожанок, ее добродушие и невинность граничат с глупостью. Этот неоднозначный образ делает картину более реалистичной. Кроме того, Кармен демонстрирует достоинство, которое оказывается ключевым для трагедий Киноситы: она остается преданной любви и искусству даже когда понимает, что нелюбима.

На послевоенной студии "Офуна" Киносита продолжил возникшую в 20-е годы традицию постановки фильмов для женщин ("дзесэй эйга"), фильмов о матерях ("хахамоно"), став в 50-е гг. основным поставщиком таких картин: теплых, сентиментальных, проникнутых верой в мифы о благородстве человека, о романтической любви и материнской правоте. "Японская трагедия" (1953) — один из лучших примеров "хахамоно". Мать, отдавшая все, ради того, чтобы дать образование своим детям, оказывается в конце концов отвергнутой всеми, презираемой и кончает жизнь, бросившись под поезд. Сочетая широкую современную панораму с документальными кадрами, газетными заголовками, флэшбэками из прошлого матери и ее детей, Киносита показывает, что за эту трагедию несет ответственность общество. Причину бессердечности детей и страданий родителей он видит в "великом обмане" — в мировой войне на Тихом океане.

В 1954 г. Киносита снял один из самых знаменитых своих фильмов "Двенадцать пар глаз", удостоившийся в Японии 36-и наград. Место матери здесь заняла учительница (Хидэко Такаминэ). Через ее взаимоотношения с двенадцатью учениками показана жизнь на маленьком япон­ском островке с 1928 г. до наступившей после войны растерянности. Лиричность пейзажей, доброта учительницы, чистые лица детей — все это сделало фильм одним из наиболее кассовых произведений "Сетику" и Киноситы наравне со "Временем радости и печали" (1957) о жизни работника маяка. (В 1986 г. режиссер снял продолжение "Времени радости...", на котором отрицательно сказалось влияние работы на теле­видении.)

Киносита не ограничивал себя рамками какого-то одного жанра или техники работы. Он снимал фильмы на натуре и в помещении, добивался фотографического реализма длинными планами и в то же время использовал стилизацию, короткий монтаж, различные ракурсы, даже элементы техники кабуки. В "Реке Фуэфуки" он, опираясь на свой опыт работы в лаборатории, стремясь добиться сходства со сред­невековыми свитками, использовал зловещие зеленые, лавандовые тона, вмонтировал в фильм кадры с названиями известных битв. В трогатель­ной лиричной ленте "Ты была подобна дикой хризантеме" (1955), все кадры обрамляет овал. В "Легенде о Нараяме", признанной лучшим фи­льмом 1958 года, Киносита использовал стилистические приемы театра кабуки, экспериментировал с цветом, ракурсами, композицией. В "Снежной буре" прошлое и настоящее настолько переплетаются с помощью монтажа, что становятся уже почти неразличимы. (Нашим зрителям знаком одноименный фильм Сехэя Имамуры 1984 г.) Киносита же поставил первый цветной японский художественный фильм — "Возвращение Кармен", одновременно он снимал его и в черно-белом варианте.

В 1969 г. Киносита основал компанию "Четыре всадника". В 70-е он увлечен работой на телевидении, лишь изредка возвращаясь к боль­шому экрану, его телесериалы пользуются большой популярностью в стране. Последние кинофильмы режиссера свидетельствуют, что он цепляется за образ Японии, уже более не существующей.

Киносита предпочитал работать со своей "командой", в которую входили любимые актрисы (Хидэко Такаминэ, Юко Мотидзуки), посто­янный оператор — его сводный брат Хироси Кусуда, композитор — родной брат Тюдзи. Сценарии же за редким исключением режиссер писал сам.

Киносита — "живое сокровище" студии "Сетику". Для японцев, почитающих простоту, честность и прямоту еще со времен самураев, притягательность фильмов режиссера заключается в том, что его герои очень похожи на обычных людей, но на деле оказываются чистыми, невинными и благородными, как раз такими, какими хотели бы быть все остальные. Киносита выражает народные настроения и чувства, которые отвечают определению, данному президентом "Сетику" Сиро Кидо: "Чтобы сделать хороший фильм (который будет пользоваться успехом), нужно, чтобы зрители могли все вместе смеяться и плакать".

 

Библиография: Ивасаки А. История японского кино. М. 1966; Юренев Р. Кино Японии послевоенных лет. М. 1993; Воск А. Japanese Film Directors. Tokyo. 1985.

 

Фильмография

"Гавань в цвету" (Хана саку минато), "Живой Магороку" (Икэтэ иру Магороку), 1943;

"Праздничная улица" (Канко-но мати), "Армия" (Рикугун), 1944;

"Утро в семье Осонэ" (Осонэ-кэ-но аса), "Девушка, которую я любил" (Вага кой сэси отомэ), 1946;

"Свадьба" (Кэккон), "Феникс" (Фусите), 1947;

"Женщина" (Онна), "Портрет" (Седзо), "Из­мена" (Хакаи), 1948;

"За здоровье юных леди" (Одзесан кампай), "История с привидениями про ецуя" (ецуя кайдан), "Сломанный барабан" (Ябурэ-дайко), 1949;

"Обручальное кольцо" (Конъяку юбива), 1950;

"Добрая волшебница" (Дзэмма), "Возвращение Кармен" (Карумэн коке-ни каэру), "Записки юности" (Сенэнки), "Фейерверк над морем" (Уми-но ханаби), 1951;

"Чистая любовь Кармен" (Карумэн Дзюндзесу), 1952;

"Японская трагедия" (Нихон-но хигэки), "Сад женщин" (Онна-но соно), 1953;

"12 пар глаз" (Нидзюси-но хитоми), 1954; "Далекие облака" (Тоой кумо), "Ты была подобна дикой хризантеме" (Ногики-но готоки кими нарики), 1955;

"Облака в сумерках" (Юякэ-гумо), "Роза на руке" (Таие то бара), 1956;

"Время радости и печали" (ерокоби мо канасими мо икутосицуки), "Свеча на ветру" (Фудзэн-но томосиби), 1957;

"Легенда о Нараяме" (Нараяма бусико), "Вечная радуга" (Коно тэн-но нидзи), 1958;

"Снежная буря" (Кадзахана), "Весенние птицы" (Сэкиаонте), "Еще один день" (Ке мо мата какутэ ари нан), 1959;

"Весенние мечты" (Хару-но юмэ), "Река Фуэфуки" (Фуэфукигава), 1960;

"Горькая весна" (Ейэн-но хито), 1961;

"Любовь этого года" (Котоси-но кои), "Время года, когда мы гуляли вместе" (Футари дэ аруйтэ ику сюндзю), 1962;

"Пой, молодежь!" (Утаэ вакодатати), "Легенда о дуэли насмерть" (Сито-но дэнсэцу), 1963;

"Запах благовоний" (Кого), 1964; "Очаровательные флейта и барабан" (Нацукасики фуэ я тайко), 1967;

"Любовь и разлука в Шри Ланке" (Сури Ранка-но аи то вакарэ), 1976;

"О, мой сын!" (Седо сацудзин мусуко е), 1979; "И отец, и мать" (Тити е хаха е), 1980;

"Дети, которые остались" (Коно ко ва нокоситэ), 1983;

"Большие радости, маленькие горести" (Син ерокоби мо канасими мо икутосицуки), 1986;

"Отец" (Тити), 1988.