Берсон Е. Рекомбинация реальности. Спецэффекты в кино.

Специалист по комбинированным съёмкам Ефим Берсон о своей профессии и о том,  как новые технологии позволяют снимать в кино невидимых птиц.

Наша работа, - говорит Ефим, -  это все, начиная от закрашивания в кадре стеклопакетов, антенн и прочих деталей, не  соответствующих исторической эпохе, до построения трехмерных моделей различных существ. Например,  система «motioncontrol» позволяет создать на экране трехногого монстра.  К  кенгуру (третьей опорой у него будет хвост) прикрепляются   датчики, фиксирующие его движения в компьютере, это позволяет получить трехмерную модель перемещений. Затем эту модель совмещаем с трехмерным образом существа – и монстр готов!  Второй вариант использования этой технологии: датчики ставятся на камеру и фиксируется ее движение. Третий вариант -  это совмещение первого и второго. Технология «motion control» решает непростую задачу воссоздания на экране мимики человеческого лица. В фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона», координаты движений лица главного героя, которого сыграл  Брэд Питт, были сохранены в виде файла, и нанесены  на трехмерные  модели персонажа во всех возрастах. Спецэффекты такого рода работают на   «энтертейнмент» («entertainment» - развлечение) - это особая  культура в кино, которая сложилась в Америке. Зритель приходит в кинотеатр посмотреть на то, как взрываются автомобили, горят города, происходят какие-то зрелищные катастрофы. Это  слишком дорогостоящие для современного российского кино технологии.  «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Обитаемый остров» - для  нашего  кинопроизводства  такие фильмы скорее исключение из правил. В российском  кино технологии в основном используются для экономии бюджета. Такие условия заставили наших специалистов-комбинаторов стать профессионалами не только в своей области, но и постоянно изучать смежные. Если в Голливуде человек занимается только графикой, то у нас он знает сразу три области. В США над «Шреком» работало более 10 команд самых разных специалистов: трехмерные художники, аниматоры, визуализаторы. У нас подобную работу делал бы один человек.

Недавно я  делал кадр для фильма Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть богом» — невидимая птица Сиу. Задача - сделать невидимую птицу.
По замыслу режиссера, нужно было сделать кадр, где лошадь вытягивает вперед голову, взмахивает хвостом и в этом положении замирает — тогда стало бы понятно, что это невидимая птица Сиу дернула ее за хвост. Сделать это было не просто. Чтобы снять этот кадр я  целый день провел в конюшне, в грязи с опилками, и практически под лошадью. Над одним этим кадром мы работали около месяца.  Вот была бы  такая кнопка «make beauty» - сделать красиво - то поверьте, работать было бы намного легче.
 
Ефим Берсон -  ведущий специалист по комбинированным съемкам киностудии Ленфильм.  Принимал участие в создании фильмов   «Александра» А. Сокурова, «Трудно быть богом» А. Германа, «Придел Ангела» К. Дрейдена, «Сад» С. Овчарова, «Преступление и наказание» В. Светозарова и многих других. 
С сайта КиноОко